(Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 23.10.1873, с. Брусовое Фатежского у. Курской губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе Курских святых), архиеп. Курский и Обоянский. Из семьи священника. Окончил Курское ДУ и в 1894 г. Курскую ДС. В 1894-1895 гг. псаломщик церкви с. Николаевка Путивльского у. Курской губ. В 1895-1897 гг. надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского ДУ. 6 янв. 1897 г. еп. Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) рукоположен во иерея и определен к клиру Спасо-Преображенского собора г. Путивля. В 1901 г., после смерти жены, поступил в С.-Петербургскую ДА, к-рую окончил в 1905 г. со степенью кандидата богословия. Одновременно закончил С.-Петербургский археологический институт. 27 нояб. 1904 г. архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским, впосл. Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1904-1905 гг. состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника ц. во имя св. блгв. Александра Невского (Суворовской) при Академии Генерального штаба (вместо свящ. Георгия Шавельского, бывшего на русско-япон. войне). В 1905-1907 гг. в сане иеромонаха преподаватель гомилетики Смоленской ДС, в 1907-1908 гг. смотритель Старооскольского ДУ, в 1908-1911 гг. на той же должности в Обоянском ДУ. В 1911 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской ДС. 12 мая 1918 г. хиротонисан во епископа Переславского (первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Патриарха свт. Тихона), назначен викарием Владимирской епархии. Пребывал в переславль-залесском Даниловом во имя Св. Троицы муж. мон-ре, исполняя там обязанности настоятеля.
24 сент. 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» Д. был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 г. предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы. Амнистирован и досрочно освобожден 13 янв. 1922 г. Вернулся в переславль-залесский Данилов мон-рь, выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из мон-ря. В июне того же года Д. вслед за Владимирским митр. Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам Д., он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-6401. Л. 198 об.), соглашаясь с ограничениями, поставленными митр. Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-адм. вопросам Д. игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» правосл. сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени Патриарха Тихона, что вызывало доносы на Д. местных священников-обновленцев. 5 дек. 1922 г. Д. был арестован Владимирским отделом ГПУ по обвинению в «будировании масс на религиозной почве». Виновным себя не признал. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февр. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский. В нояб. 1925 г. назначен временно управляющим Владимирской епархией.
22 дек. 1925 г. участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола. 23 янв. 1926 г. Д. посетил в Н. Новгороде митр. Сергия, к-рый ознакомил его с завещательным распоряжением Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) о передаче своих полномочий в случае ареста митр. Сергию. В связи с этим Д. призвал членов ВВЦС признать митр. Сергия канонически законным временно исполняющим обязанности Местоблюстителя, чтобы предотвратить раскол среди иерархов Церкви. Однако руководители ВВЦС не отказались от своих претензий на высшую церковную власть, в связи с чем 29 янв. митр. Сергий запретил в служении архиереев, вошедших в состав ВВЦС, в т. ч. и Д. Убедившись в раскольнических действиях архиеп. Григория, 2 февр. Д. покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. Принеся покаяние, он был вновь принят в лоно РПЦ. В дальнейшем Д. прямо называл «григорианцев», как и обновленцев, раскольничьим движением, поддерживаемым властями для разрушения единства Церкви.
В 1926-1927 гг. временно управлял Владимирской епархией. В 1927 г. возведен в сан архиепископа. С мая 1927 г. архиепископ Полтавский и Переяславский и временно управляющий Днепропетровской епархией. 25 апр. 1928 г. перемещен в Курск правящим архиереем. По словам Д., причиной этого перемещения стали его разногласия с др. украинскими архиереями на состоявшемся в Киеве собрании епископов по вопросу о поминовении имени Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра и возникавших в связи с этим вопросах об автономии Украинской Церкви (Архив УФСБ по Курской обл. Д. П-11015. Т. 1. Л. 496 об.).
В 1929 г. призывался на летнюю сессию Св. Синода. С 1930 г. в связи с проведением коллективизации в епархии усилились репрессии против духовенства. В сельских благочиниях органами ОГПУ систематически арестовывались все благочинные, назначаемые Д. В связи с этим он отказался от новых назначений и предложил сельскому духовенству обращаться непосредственно к архиерею. Ежедневно Д. принимал у себя в среднем ок. 10 священнослужителей и мирян, разбирал их жалобы о притеснениях со стороны властей. Оказывал материальную помощь ссыльному духовенству. 19 апр. 1932 г. награжден крестом на клобук.
В нач. 1930 г. был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников». Вновь арестован 26 июля 1932 г. в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной обл. РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже. Вместе с Орловским еп. исп. Николаем (Могилёвским, впосл. митр. Алма-Атинский), большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу т. н. «Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви»», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти» (Там же. Л. 221 об.).
26 дек. 1932 г. Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами ИТЛ. В том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (с дек. 1933 - Соловецкое отд-ние Беломоро-Балтийского ИТЛ, с нояб. 1936 г.- Соловецкая тюрьма особого назначения). Осенью 1937 г. НКВД принял директиву об уничтожении остававшихся на Соловецких о-вах узников. Д. был доставлен в пос. Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап) и расстрелян в лесном урочище Сандормох по приговору Особой тройки при УНКВД по Ленинградской обл. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.